|
Янв
29
|
10 причин почему я стал фрилансером
|
Пару дней назад у меня зашел очередной разговор с одним из моих знакомых, который, как оказалось, считает, что фриланс - “это не серьезно”.
Как выяснилось в результате разговора - смущало его только то, что если его кто-то спросит “где ты работаешь?” и он ответит “я фрилансер” - его не будут серьезно воспринимать, а еще хуже того, вообще не поймут.
Естественно - я попытался его переубедить и пояснить, почему фриланс - это также серьезно, как и работа в офисе и, как мне показалось, мне даже удалось заставить моего знакомого задуматься, а не стериотип ли это, что фриланс - не серьезно.
В результате этого разговора я задумался “а почему я стал фрилансером?”. И решил выложить мои мысли для читателей моего блога, возможно кто-то еще раздумывает над тем, стоит ли и т.д, а кто-то в моих причинах “увидит” себя.
Итак, мои причины:
- В первую очередь я хотел самостоятельно распоряжаться своим временем - самому решать, когда мне работать, а когда отдыхать.
- Я хочу сам контролировать свои финансы и быть уверенным, что я получаю деньги тогда, когда они мне нужны, а не тогда, когда приходит день зарплаты/аванса/премии.
- Я хочу сам выбирать себе время для отпуска, а не подстраиваться под кого-то в команде, под начальников и т.д, кто идет в отпуск в первую очередь и первоприоритетно.
- Я не хочу тратить по 2 часа в день, добираясь до работы.
- Как следствие пункта №4 - я не люблю ездить в пробках (актуально для больших городов).
- Терпеть не могу рано вставать и ехать на работу (хотя последнее время я предпочитаю вставать в 6 утра и делать самые сложные дела).
- Мне нравится самому себе повышать прибыль, а не зависеть от “пересмотра зарплаты раз в полгода” или выпрашивать у начальства повышение. Некоторые конечно решают этот вопрос просто - меняют работу на ту, где платят больше - но я не люблю часто менять работы - я в этом плане - консерватор - люблю одну работу с непаханным полем перспектив и возможностей самореализации.
- Фрилансер развивается быстрее в профессиональном плане, хотя бы потому, что ему всегда нужно быть в курсе последних веяний в его профессиональной сфере - это его хлеб. Фрилансер, что не развивается - врядли сможет повысить свои заработки, разве что только за счет увеличения личного времени на работу.
- Мне нравится общаться напрямую с клиентом и понимать, что он хочет, а не через третьего человека, который зачастую вообще ничего не понимает в моей работе. Да и общаясь напрямую - я могу ему предложить более полный сервис и как результат - получить большую оплату.
- Фриланс дает мне возможность зарабатывать больше, чем я зарабатывал бы на аналогичной позиции в офисе.
Вот такие мои аргументы. Еще при написании данной заметки я знаю, что неприменно в комментариях появятся люди с офисов и начнут говорить, что у меня предубеждение насчет работы в офисе и т.д.
Хочу сразу сказать, что возможно это и так - и я даже рад, что это именно так. Это дает мне возможность чуствовать себя лучше, комфортнее и свободнее, чем это было, когда я работал в офисе. И я искренне рад этому.
—————————————————————————————
Продолжается акция “Задай вопрос - получи ответ”. Суть акции: я отвечаю на любые ваши вопросы относительно фриланса: тайны, работа, клиенты, ставки, как раскрутить свой профиль на биржах фриланса и т.д. Особо детально даю ответ для новичков во фрилансе.
———————————————————-
Еще не поздно подать заявку на акцию “Фрилансер? Заяви о себе фриланс-обществу!”. Условия просты - я публикую ваши работы в блоге, если вы сделали работу, как фрилансер. Подходят работы абсолютно любой тематики, главное, чтобы это было красиво и сделано фрилансером.
Добавить в:



30.01.2008 в 00:42
Прикольно… Четыре года назад закончил институт. Пока учился понял, что не смогу работать на кого-либо и протирать штаны от звонка до звонка, регулярно рано вставать, уважать кого-то за его должность, носить костюм… сотни причин подкрепленных философскими воззрениями навсегда отвернули меня от корпоративного мира и даже сделали его ненавистником. Я смирился что я рас*****й и начал вести жизнь в своё удовольствие подрабатывая от случая к случаю или по необходимости, но на удобных для себя условиях и в удобное время. Очень приятно узнать что для этого есть своё понятие и всё больше людей становятся на “путь истинный”.
30.01.2008 в 01:18
Фрилансер - звучит гордо! да, может мы не знаем вуду джавы, не используем мега разработки enterprise уровня, но ведь не одна джава в мире… + не нравится фрилансер, можно придумать себе должность, ты же СПД, а значит небольшая фирмочка из одного человека, а значит у тя на фирме должны быть должности, вот я например Директор по инновациооным технологиям в ИТ сфере, ну и кто круче звучит? Я или тим лид? А кто больше зарабатывает?
30.01.2008 в 01:30
Все так или иначе почти все связано с работой в офисе. Но ведь для тех, кто слишком молод работать в офисе (студенты, школьники), фриланс — это хлеб, а вернее: денюшка на “девчонку угостить”, “с друзьями пивка попить”, новый телефон и прочие радости жизни. ИМХО, это тоже нужно включить в список. Вы так не считаете?:)
30.01.2008 в 02:17
Якуш, я бы не сказал, что фриланс - это только для студентов и школьников.
Фрилансом занимаются многие люди
Я ведь начинал не с фриланса - а с работы в офисе. Просто не нравится мне это дело, по причинам, описанным выше.
30.01.2008 в 08:55
Якуш, почему интересно фриланс - это только для школьников и студентов… Да будучи студентом, я максимум зарабатывал на фрилансе долларов 500$ в месяц, потому что в моем институте все таки довольно много времени тратилось на учебу.
Но даже тогда пытаясь устроиться в офис программистом мне предложили всего 8т.р. на испытательном сроке в 3 месяца и 12т.р. потом. И то такие деньги мне предложили потому что я уже знал что такое ТЗ, общение с клиентами и пр. Вобще там зарплата была 6т.р. на испыталке и 8-10т.р. после. Ладно, я забил.
Когда я закончил институт, я тоже думал что фриланс наверное не очень серьезно и подался в Астрософт (они вроде как ведущий партнер Microsoft в России), тогда я скромно в анкете написал желаемую з/п всего лишь в 500р. Блин! Это их дико удивилло. Они сказали что так много, давайте 8-10т.р. на испыталке, при этом надо было еще сделать тестовое “трехслойное” приложение по ТЗ (примерно на день работы)…. При этом работа находилась от меня в другом конце города.
Вот именно тогда я и понял, что наверное фриланс лучше. Я благо ловольно хорошо знаю английский и подался сразу на западный рынок, поначалу было сложно с конкуренцией на западных биржах, но через 3-4 месяца у меня скопилось достаточно опыта и я около 3000$/месяц зарабатываю стабильно, не скажу что особо напрягаясь. 4-5 рабочих дней в неделю по 5-8 часов.
При этом мой знакомый в том же Астрософт уже Архитектор, работает с 9 утра до 8 вечера+работает дома и зарабатывает около 20т.р. И недавно ему понизили зарплату, потому что он что-то там не так сделал.
Кстати, чтобы мои слова не были голословными, вот ссылочка на мой профайл на ОДНОМ из западных фриланс-ресурсе:
http://www.getafreelancer.com/users/399543.html
30.01.2008 в 11:11
Считать фриланс - несерьезным - это только стереотип связанный с тем, что человек работающий дома, почему-то у большинства не ИТ-шников ошибочно ассоциируется с чем-то нестабильным.
Возможно это ещё эхо середины 90-х, а может ещё и совковый менталитет, и желание возложить ответственность на работодателя.
С другой стороны - фриланс - тоже не панацея - и большинство описанных выше причин для многих актуальны “поскольку-постольку”, а для многих - вообще подобные проблемы не стоят.
IMHO: Сравнивать “фриланс” с “работой в офисе” неправильно, так как сравниваются бизнес-модель с териториальным расположением.
Правильнее будет сравнивать “работу дома” VS “работу в офисе” или “сам себе начальство” VS “работать в штате компании”.
Нет ничего плохого в том, чтоб будучи фрилансером - работать не дома, а в собственном офисе или отдельном помещении .
Стасу, пока что, этот вариант покажется дикостью (сходу могу предложить с десяток аргументов против), но со временем, когда личная жизнь, семья и работа перестанут уживаться под одной крышей - он к этому однозначно прийдет
30.01.2008 в 12:15
Вау!
Наши с Вами мысли сходятся:)
Только сегодня решила провести опрос среди фрилансеров (в блогах) о причинах, по которым они стали фрилансерами :)))
30.01.2008 в 12:24
Ну не могу не прокомментировать=)
Например пункт 8.. мое мнение - профессионалом сталовятся при работе с сложными вещами, большими проектами итд. Покажите большой и/или сложный проект, что сделан фрилансерами (не командой удаленных работников, а именно фрилансерами).
Всегда думал, что больший профессионал - тот, кто сможет выполнить больше видов заданий. Думаю, что любой веб-программист справится с каком-то простеньким магазином или блогом, но сможет ли он сделать высоконагруженный сайт, который выдержит большую посещаемость? Ведь такие сайты, как правило, имеют другую архитектуру.. не думаю, что без опыта работы с такими сайтами, что-то получится.
Это не говоря уже о других веб-проектах, кроме сайтов. Много ли фрилансеров способны написать систему статистики посещений (к примеру), которая бы на одной машине смогла бы прожевать миллионов 30-40 хитов? Как насчет очень посещаемой веб-морды для почты или, допустим банерной сети? Да мало ли задач, с которыми даже в Украине приходится иметь дело достаточно регулярно, и с которыми не справится с наскока просто кодер без опыта работы с такими проектами?
Почему-то фрилансеры ассоциируют работу в офисе с работой в эдакой средней руки веб-студии, которая клепает небольшие сайты на заказ.. А ведь толковые профессионалы, как правило, работают с совсем другими проектами (другого класса).
30.01.2008 в 12:30
+1 к комментарию Андрея
к тому же большинство фрилансеров работают в одиночку (максимум до 3х человек) ещё и удаленно - в таких условия обмен опытом очень затруднителен.
30.01.2008 в 13:29
Андрей про большие системы правду сказал, фрилансеру такого заказа просто не видать, хотя я сейчас и работаю как часть команды с сайтом в котором присутствуют репликации, кеширование etc. а следующий проект вообще будет разнесен на 3 сервера (на каждом свой сервис), но подозреваю, что єто тоже не венец творения, но вот про обмен опытом єто зря, интернет и блоги модных парней никто не отменял + я например работаю с кренделем с америки и он предлагает разные архитектурные решения (а разве єто не обмен?)
30.01.2008 в 13:35
кстати вот именно такие разговоры офисних работников подстегивают усилино интерисоваться темой больших архитектурних решений и внедрять их идеи даже в небольших проєктах (если возможно), так что огромное Вам спасибо, офисние работники, что бы я без Вас делал ….
30.01.2008 в 13:40
anycolor, ты назвал такие же причины, какие возникали у меня при работе в оффисе
Vadim Voituk, обмен опытом не обязательно проводить с глазу на глаз.. есть блоги, конференции, можно спринт провести в конце концов
да и если человек не интересуется новыми технологиями - то без разницы, в оффисе он будет работать или нет.
30.01.2008 в 13:42
Eugen: Не путайте “обмен опытом” и “учить новые технологии” - это “2 больший разницы”.
30.01.2008 в 13:52
Ваня К., ты прав - проект просто на 3 сервера - не венец творения. В любом нормальной проекте как правило присутствует кеширование и раздельные сервера для морды и БД (бывает, что сервера отдельные для БД, морды и веб-сервера, морда выполняет роль реверсивного прокси и раздает статику).
Это то, без чего даже 1000 человек на сайте будут себя чувствовать очень неуверенно.
Я говорил не о таких проектах, а о тех, что могут на 2х серверах потянуть 3-4К на сайте одновременно, или о тех, что работают с большими объемами данных итд.
Не работая в офисе (ну в крайнем случае - дома) в команде людей, которые делают такие проекты, такие сайты сделать не выйдет.
30.01.2008 в 18:25
Vadim Voituk, а чем удаленная работа через SVN допустим и общение через IM отличается от обмена опытом в офисе? Да ничем не отличается - живое общение конечно разве что - а так больше ничем.
30.01.2008 в 18:32
Andrew, все то, о чем ты пишешь - это конечно хорошо, но оно не требует никаких фундаментальных знаний и это все осваиваемо человеком с мозгом и примыми руками. Поэтому это все “по зубам” и фрилансерам.
А насчет группы удаленных работников. Дак разве это не есть фрилансеры?:) Это такие же фрилансеры - просто в данный момент они работают над одним проектом, а не каждый с разным клиентом. В чем принципиальная разница между удаленным работником и фрилансером? Я считаю, что никакой.
Дальше. Про проекты фрилансеров - я ведь тебе уже показывал один из проектов, который сделал человек без семи пядей во лбу и выдерживает он нормальные загрузки - это как еще один аргумент в сторону, что когда возникает потребность в оптимизации под большие нагрузки (естественно не по ходу проекта - а это заранее известно) - то это не стает не решимой проблемой. Да и в любом случае - количество оптимизаций - конечное число (вернее принципов оптимизации) - и нужно только знать что можно в данных случаях делать - а все остальное решаемо методом чтения мануала и “танца с бубном”. Или ты будешь спорить?:)
30.01.2008 в 18:34
anycolor: Давайте не начинать очередной holy-war - очевидно что ни один фрилансер не признается сам-себе в том, что он недополучает каких-то знаний или опыта в результате работы дома.
Так что спорить тут даже неочем.
Дабы не сказали что это все происки “офисных крыс” добавлю что сам занимаюсь фрилансом, причем (с перерывами) очень длительный срок.
30.01.2008 в 18:40
Vadim Voituk, никто не собирается разводить его. Более того, я даже не намекал на то, что Вы не имеете достаточно опыта во фрилансе и т.д. и т.п. Откуда такое мнение?
Давай просто конкретнее - чего именно недополучает? Возможно это работает только в Вашем случае? Давайте выяснять, смысл кидаться общими фразами “не дополучает” или “не умеет”. Давайте конкретизировать - я же не против, может и не дополучает - но я пока не увидел ни одного аргумента и пояснения какого именно опыта “не дополучает”, а только общие фразы - естественно я не соглашусь в этом случае, пока не увижу конкретики.
30.01.2008 в 18:42
Vadim Voituk и кстати вопрос в догонку - почему занимаетесь фрилансом? Что есть первопричиной? Раз уж тема пошла про почему и кто им занимается.
30.01.2008 в 18:55
Основная причина - отсутсвие тесного контакта в команде и никакие скайпы, мессенджеры, shared whiteboards не заменят лист бумаги, карандаш, живое обсуждение и трезвый взгляд на сиюминутную проблему.
Вторая причина - не тот уровень проектов - редко кому удается “утянуть во фриланс” действительно масштабный сложный проект. Кому удалось - тому повезло.
Почему занимаюсь фрилансом? - Чаще всего ради денег, часто потому что требуется всего-то написать требования и проконсультировать по архитектуре (а это я люблю:), реже потому что интересный проект, есть ещё проекты какие тянутся по несколько лет - и надоело и жалко бросать
Но уж точно не ради опыта - по сравнению с работой над “взрослыми” проектами - опыт приобретенный на фрилансе игрушки (хотя тоже достаточно полезный).
30.01.2008 в 19:09
Vadim Voituk у вас очень трезвый взгляд на фриланс, я с вами согласен практически по всем пунктам. Фриланс - єто про деньги, для души - єто работа в команде над большими и красивыми проєктами
30.01.2008 в 19:23
Не нравится слово фрилансер, говорите “работаю сам на себя” либо “у меня свой бизнес”, по-моему звучит годо
30.01.2008 в 21:08
я как фрилансер могу сказать что из плюсов это:
1) выбор свободного времени.
2) не тратишь силы и время на дорогу
3) не торчишь железно в офисе от звонка до звонка
4) иногда можешь срубить денег больше чем это было бы на з\п
из минусов:
1) не стабильный доход
2) не идут накопления на пенсию
3) родственникам сложно объяснить что если я сижу дома это не значит что я не работаю. они не хотят это принимать как работу. думают что я бездельник и не серьезный
серьезность фриланса начинается когда ты сможешь зарабатывать $5,000+. тогда никто тебе ничего не скажет про несерьезность.
30.01.2008 в 21:12
вот єто прикольно, когда ты в офисе программером за 1500-2000 - то єто серьезно, ну а если ты фрилансер то 5000+
30.01.2008 в 21:27
keetano, насчет пенсионного фонда - я уже писал - можно для самого себя лично создать пенсионный фонд и делать в него отчисления.
30.01.2008 в 21:28
Ваня К. некоторые фрилансеры-дизайнеры зарабатывают и больше в месяц на самом деле..
30.01.2008 в 22:12
Хм. Вот тут встал остро вопрос о том, что фрилансер меньше набирается опыта. Я допустим с этим и не спорю. Но почему вы считаете это проблемой? Собственно я фрилансом изначально занимаюсь ради денег, а потом уже ради приобретения опыта.
В тех сферах где опыт нужен его просто по необходимости приходиться приобретать, а про распределенные приложения на несколько серверов с нагрузкой в миллионы хитов - зачем? Вряд ли кто станет делать подобные сайты через фриланс (по крайней мере пока). Но если допустим скажут, что нужно сделать, позовут в команду, то почему бы и не освоить, если за это еще и заплатят - другой вопрос сколько (ведь в офисе за обучение так или иначе платят, этот процесс называется стажировкой).
Собственно почему я пошел во фриланс. Банально из-за денег. В компании Астрософт мне предложили 8т.р. (я на момент окончания института зарабатывал порядка 500$ на фрилансе) на испытательном сроке, да еще и восхвалили ASP по сравнение с PHP (как никак Астрософт ведущий партнер Microsoft в России).
Вот собственно тогда я и решил всерьез заняться фрилансом. Я хорошо знаю английский и поэтому пошел на западный рынок. Сейчас мой заработок в райне 2500$-3500$/месяц (собственно на него вышел через месяца 3). И работаю в среднем я 4-5 дней в неделю по 6 часов. Для сравнения мой знакомый в том же Астрософт уже Архитектор, зарабатывает около 20т.р., работает с 9 утра до 8 вечера + дома дорабатывает то, что не успел в офисе.
Я думаю многие согласятся пойти работать в тот же офис (ди и я), если мне предложат к примеру 10.000$ и нормальные условия труда
Хотя конечно разница в 1000$ при работе в офисе все таки не смогут заменить нынешней свободы действий.
30.01.2008 в 22:22
Артем обясняю популярно: есть поєты, а есть рифмоплеты, вот Мы с тобой - рифмоплеты
30.01.2008 в 22:35
Ваня, дак собственно именно это я и пытался объяснить. Что те кто занимается фрилансом - они изначально делают это в первую очередь ради денег, а уже потом ради “поэзии” и самопознания…
Возвращаясь к поэзии и прозе: та же Дарья Донцова делает кучу денег на своих Иронических романах, а какого нибудь Алексея Труда знает куда меньше людей (хотя он куда больше души вкладывает в свои труды).
Если бы я захотел стать ГУРУ создания Web-проектов, я бы без колебаний ушел в офис, где такие проекты делают…
30.01.2008 в 23:34
2 anycolor - все, о чем я говорил требует не семи пядей во лбу, а опыта. Опыта написания или проектирования именно таких проектов (нестандартных, высоконагруженных, больших). Этого опыта как раз у фрилансеров и нет (потому что негде его получить).
Насчет того, что удаленная работа и есть фриланс - от кого-кого, но от тебя такого сравнения не ждал.. Нет, удаленная работа это далеко не всегда фриланс. Фриланс это когда ты сам (или твой товарищ по команде) ищете клиентов и живете с тех денег что они дают.
Просто удаленная работа имеет примерно ту структуру, что и в офисе, за исключением самого офиса. Т.е. есть ЗП, есть руководители, директор, бухгалтерия итд.
Насчет проектов - это ты снова о музыке? Нет в том проекте ничего такого, кроме того, что в нем куча дырок, там еще и ни сверхнагрузок, ни какой-то нестандартности или сложности. Обычный проект, каких много. Да, такое фрилансеры умеют делать, не спорю;)
А касательно оптимизаций - это ты говоришь о костылях. А я говорю об изначальном проектированияя проекта под большие нагрузки. Там даже страницы в разное время генерятся, как правило. Если вдруг, будешь участвовать в больших проектах - тебе расскажут о чем я сейчас говорю…
К остальным: настоящие деньги не в фрилансе, а в бизнесе (кто приравняет фриланс к бизнесу, тот сделает ошибку). Работая наз мелкими проектами, можно организовать разве что веб-студию (что иногда прибыльно, но чаще - нет, из-за большой конкуренции), тогда как профессионалы могут запустить собственные серьезные проекты и снимать в месяц раз в 10 больше даже самых успешных фрилансеров. И причина в банальном отсутствии денежного рычага в фрилансе. Сколько работаешь, столько и имеешь, перестал работать - перестал иметь деньги. А значит есть потолок, в который упрется любой фрилансер.. Это я типа хотел сказать, что не там деньги ищете..
30.01.2008 в 23:42
Фриланс - это несерьезно? Тут игра слов. Одного и того же секретного агента можно назвать и шпионом-стукачем, и разведчиком-героем. Что лучше звучит?
Если нужно меряться с кем-то понтами, слова фриланс действительно лучше избегать, из-за сложившихся в корпоративных средах стереотипов.
Но достаточно лишь сказать что “у меня свой IT бизнес” (чистый фриланс - это именно оно и есть), чтобы заткнуть за пояс любого работающего на дядю представителя офисного планктона, которого пасет директор-пастух и с которым носится нянька-менеджер.
31.01.2008 в 00:05
Andrew ну что же вы сравниваете х** с пальцем, на самом деле ваш приславутый професионал для того чтобы дойти до большого бизнеса будет идти оооооочень много дней и ночей и не ясно дойдет ли (главное что? правильно - идея, например дигг ком был сделан тоже фрилансером, а ща крутится на 100 серверах и я уверен что подымает столько денег что нам и не снилось) + а у нас уже свой небольшой бизнес, а если вы говорите что єто не бизнес, то я вам скажу, что большие ИТ компании тоже не бизнес потому как металургические заводы приносят НАМНОГО больше денег, ВОТ ГДЕ деньги, а ИТ в Украине - єто игрушки в сравнении, а если вы решили что вы такой уж модный перец потому как архитектуры красивые рисуете и денег много зарабатываете (хотя много, єто понятие относительное), то мож оно так и есть, не спорю, лично Вас не знаю, НО ведь все познается в сравнении, а статистика говорит что среднестатестич тим лид до 3 штук редко догребает, а ребята во фрилансе гребут дальше и не задумываясь (если мозги есть)… а поповоду того, перестал работать - деньга не капает, а у вас по-другому? сколько Вы можете не работать чтоб она капала?
31.01.2008 в 00:07
Ваня К, думаю, что может 2-3 месяца спокойно не работать вообще. Но больше не сможет - конкуренты обойдут наверняка.
31.01.2008 в 00:19