Китайская мудрость: сила доброты

В древности китайцы верили в единство Неба, Земли и человека, стремились достигнуть гармонии со Вселенной, уделяя повышенное внимание нравственности. Основываясь на духовных началах, они считали очень принципиальным, чтоб человек проявлял доброту и облагораживала свое поведение. Зная, что «за добро будешь награжден хорошем, а за зло — получишь наказание», люди остерегались делать нехорошие дела. Напротив, они поощряли и поддерживали добрые поступки, демонстрируя пример другим, чтоб все общество находилось в порядке, и люди жили счастливо и отрадно.

Мудрецы наставляли совершать добрые поступки, говоря, что «действительно великодушный человек относится к другим с добротой». Огромное количество старых историй демонстрируют магическую силу доброты.

Доброта останавливает войско, несет мир и благоденствие

В период Весны и Озари (770-476 до н. е.), когда Цзы Лу из королевства Лу в первый раз пришел к Конфуция, он показал свое высокомерие и неприязнь. Но слова мудреца о добродетели и скромности очень впечатлили Цзы Лу, и он охотно начал обучаться нормам учтивости. Обучая его тому, как стать неплохим человеком и мудрейшим правителем, Конфуций гласил: «Честность — самое главное для человека. Бюрократ должен служить хорошим примером, проявлять заботу о других, никогда не должен демонстрировать лени и слабости».

Конфуций в сопровождении Цзы Лу и других учеников путешествовал по стране, всюду распространяя принципы нравственности. В один прекрасный момент они пришли в город Куан королевства Сун. Местные обитатели за похожую наружность приняли Конфуция за разбойника Ян Ху, который устраивал набеги на эту область. Правитель Куана поспешно собрал воинов, чтоб поруха на Конфуция и его учеников.

Храбрый Цзы Лу, лицезрев, что куанські вояки окружают их, выхватил орудие и приготовился к стычке. Но Конфуций оставался хладнокровным, и, остановив ученика, произнес: «Неужели люди, которые самосовершенствуются и практикуют добро и справедливость, не в состоянии приостановить схожую беспощадность? Это моя ошибка — я не учил вас поэзии, этикету и музыке. Подойди, Цзы Лу. Ты будешь играть и петь песни, а я присоединюсь к тебе».

Цзы Лу убрал орудие и, взяв музыкальный инструмент, начал играть. За ним заиграл и Конфуций. Когда они исполнили три песни, вояки сообразили, что Конфуций — святой человек, а не ожесточенный Ян Ху. Они были тронуты хорошим поступком, сняли свои доспехи и умиротворенно уехали. Так, мудрец признал свою ошибку, показал доброту, и опасность миновала.

Цзы Лу и далее управлялся наставлением учителя, увеличивал свою нравственность. Конфуций гласил о нем: «Цзы Лу всегда признает свои ошибки и немедля исправляет их. Это и есть совершенствование».

Позднее Цзы Лу назначили принципиальным бюрократом в провинции Пуйи, он был предан собственному государству и правил, придерживаясь учения Конфуция. Через 3 года после начала его правления провинция Пуйи стала мирным и процветающим краем, где люди миролюбиво относились друг к другу. Конфуций считал, что это вышло благодаря доброте Цзы Лу.

Доброта исправляет отвратительного человека

Мастер боевых искусств В Цзяньцзінь, который жил в провинции Шаньюй во времена династии Мин (1368-1644), был очень сильным, но грубым человеком. Он использовал кулаки против хоть какого, кто становился на его пути. По собственной прихоти отбирал чужое имущество и средства, потому все его страшились.

1-го горячего денька он вышел на улицу малость освежиться. Лицезрев его, все вокруг испугались и разбежались, кто куда, и остался только один старик. В Цзяньцзінь надменно спросил: «Все с страхом убежали, не считая тебя. Ты не веришь, что я прекрасный мастер боевых искусств?» — «Вы очень ошибаетесь, — ответил старик. — Ваши предки воспитывали Вас с надеждой, что Вы приносите пользу собственной стране. В боевых искусствах Вы достигнули огромных высот, но никогда не вожделели посодействовать нашей стране. Заместо этого, Вы предпочли оставаться грубияном. Страна теряет профессионального человека. Как грустно! Как грустно!»

Слова старца очень тронули В Цзяньцзіня, и со слезами раскаяния он произнес: «Все гласили, что я злой, потому я и считал себя нехорошим человеком. Ваши слова сейчас как будто пробудили меня от сна, как гул утренней колокольни. Но я так длительно был нехорошим и не знаю, смогу ли стать лучше, даже если очень захочу». Старик ответил: «Если Вы от всей души желаете поменяться и стать неплохим человеком, то у Вас непременно получится».

И вправду, В Цзяньцзінь изменил собственный нрав, стал с добротой и любовью относиться к людям, а свои таланты применил на благо страны. Позднее он стал известным полководцем и воспользовался огромным почтением.

Как демонстрируют истории о китайских мудрецах, доброта побуждает людей задуматься над настоящим смыслом жизни, пробуждает их совесть, так что они тоже начинают уважать нравственность и справедливость. Сила доброты обширная, так как она в корне может поменять сердечко хоть какого человека. Доброта ведет людей к постижению правды, направляет сознание в правильное русло, помогает сделать верный выбор и исправляет все нехорошее.

Осознавая необыкновенную силу доброты, античные учителя Китая, такие как Конфуций, учили собственных современников относиться друг к другу благожелательно. Их учение вдохновило следующие поколения, и потом даже многие цари Поднебесной использовали принципы Конфуция как базу для правления. Таким макаром, доброта стала принципиальной составляющей культуры старого Китая.

Вас также может заинтриговать статья о китайский иероглиф «доброта».